История кабаков в России
кружка ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
кружка Народная борьба за трезвость в русской истории - введение
кружка Народ и "царёв кабак"
кружка О кабаках на севере в XVII веке"
кружка Верхотурский кабак в XVII век
кружка Кабацкая реформа Никона
кружка Сказания инностранцев о винопитии в России в XVI-XVII веках
кружка Была ли пьяной Русь ?
кружка Дело о пьянстве студента Щукина
кружка Из истории борьбы с винными погромами в Петрограде в первые месяцы советской власти
кружка Декрет ленинского СОВНАРКОМа против алкоголизма
кружка К вопросу о причинах роста алкоголизма в 1920-х годах
кружка Рабочая молодёжь и антиалкогольное движение 1920-х годов
квасовар

Народная борьба за трезвость в русской истории


Материалы семинара, проведенного обществами борьбы за трезвость
БАН СССР, ЛГУ и ЛОИИ АН СССР
18 декабря 1987 г.

Отв. редакторы д.и.н. Р.Г. Скрынников и Н.А. Копанев

Ленинград Издательский отдел
Библиотеки АН СССР
1989 г.
Тираж 2000 экз.

Введение

Одна из важных проблем, стоящих перед нашим обществом, - утверждение трезвого образа жизни. В целях решения этой задачи было образовано Всесоюзное добровольное общество борьбы за трезвость. Если обратиться к печатному органу этого общества - журналу "Трезвость и культура", то бросается в глаза, что на его страницах мало еще печатается материалов, посвященных прошлому нашего народа. Этому препятствует давно возникшее представление о разгуле пьянства в Древней Руси. Обращение к историческим фактам поможет решить, соответствует ли истине подобное обыденное представление.

На заре русской истории великий князь Киевский Владимир Святославич, выбирая веру, будто бы сказал: "Руси есть веселие питье, не можем без того быти". Это легенда, сочиненная монахами-книжниками задним числом, спустя много времени после принятия Русью христианства. На протяжении столетий народ едко высмеивал склонную к бражничеству монашескую братию.
Впечатляющие описания беспробудного пьянства русских можно встретить почти в каждом сочинении иностранцев о России XV-XVII веков. Однако надо иметь в виду, что иностранные дипломаты и купцы сплошь и рядом относились к "варварской" Московии предвзято, руководствовались мимолетными и поверхностными представлениями о чуждой им стране, не зная ее языка и нравов. Образовались своего рода устойчивые штампы, кочевавшие по страницам записок в течение столетий, и лишь немногие путешественники ставили целью критически проверить сообщения своих предшественников. В пору средневековья городское население России было весьма малочисленным, но именно с жизнью горожан и сталкивались иностранцы, описывая чаще всего их праздники, поведение на площади перед государевым кабаком. О жизни деревни, где проживала подавляющая часть русского народа, иностранные наблюдатели знали очень немного или не знали ничего. Объективное исследование источников неизбежно влечет за собой критический пересмотр легенд и мифов.

Не мог народ, погруженный в беспробудное пьянство, выстоять в борьбе с силами суровой северной природы и одержать верх над иноземными завоевателями, многократно приходившими на Русскую землю.

Проблема пьянства привлекает сейчас пристальное внимание медиков и психологов, юристов и социологов. Настало время и для историков внести свой вклад в общенародное движение за трезвый образ жизни. "Народная борьба за трезвость"-этой теме был посвящен семинар, проведенный в стенах Библиотеки АН СССР. В его работе приняли участие общества борьбы за трезвость БАН СССР, исторического факультета Ленинградского университета и Ленинградского отделения института истории СССР Академии наук СССР. Приведенные ниже материалы воспроизводят содержание док ладов, прочитанных на семинаре.

Р.Г. Скрынников


Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
Национальный союз производителей пивоваренного ячменя и солода АгроПоиск - аграрная поисковая система IV-ая Международная конференция «Материально-техническая и сырьевая база для солодовенного и пивоваренного производств»
Copyright © 2011 Все права защищены. Наш e-mail