История кабаков в России




кружка ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
кружка История кабаков в России - предисловие
кружка Иван Гавриилович Прыжов - часть первая
кружка Иван Гавриилович Прыжов - часть вторая
кружка Иван Гавриилович Прыжов - часть третья
кружка Глава первая. Черты старинной жизни Русского Народа
кружка Глава вторая. Бортничество и пчеловодство
кружка Глава третья. Первое появление пошлины с питей. Медовые дани. Подать с хмеля и солода
кружка Глава четвёртая. Питейные дома на западе. Корчма - древнеславянский общественный питейный дом
кружка Глава пятая. Москва. Появление кабака около 1555 года. Корчемство становится контрабандой
кружка Глава шестая. Новый характер питейного дела в отношении к духовенству, к боярам, к народу
кружка Глава седьмая. Управление кабаками Кабацкие головы, целовальники, откупщики
кружка Глава восьмая. Развитие корчемства и преследование корчемников
кружка Глава девятая. Инородцы
кружка Глава десятая. Правёж — спутник кабака
кружка Глава одинадцатая. Ордын-Нащокин и Крижанич
кружка Глава двенадцатая. Распространение кабаков с 1552 года до начала XVIII века
кружка Глава тринадцатая. История питейного дела в юго-западной Руси
кружка Глава четырнадцатая. Киевские корчмы
кружка Глава пятнадцатая. Юго-западные корчмы до 1659 года
кружка Глава шестнадцатая. Польша
кружка Глава семнадцатая. Малороссия Корчмы в Малороссии с Хмельницкого и до XVIII века
кружка Глава восемнадцатая. Кабаки в Слободской Украине
кружка Глава девятнадцатая. Юго-западные корчмы в XVIII веке
кружка Глава двадцатая. Распространение кабаков в XVIII веке Откупная система
кружка Глава двадцать первая. Последние времена откупов Общества трезвости
кружка Глава двадцать вторая. Введение новой питейной системы и её последствия
квасовар

История кабаков в России

Глава третья

Первое появление пошлины с питей. Медовые дани. Подать с хмеля и солода

Повсеместное обилие меда и других продуктов, употреблявшихся для приготовления питей, вызвало установление пошлин (как пошло изстари) и мыта, которые собирались с меда, с хмеля, с солода, а так же натурой - медом и хмелем. Медовые дани известны были во всем славянском мире. Дубровник приобретал земли "со всеми правими медами". Древляне в 946г. Платили дань медом и скорою. Мстислав в 1125г. установил собирать "со ста по две лукне меду". Владимирский князь Мстислав Данилович, в 1289г., за коромолу жителей города Берестья (Брест-Литовска), наложил на них дань, в число которой шло, между прочим, "со ста по две лукне меду". Дань эты впоследствии носила название медовой дани, медового оброка, оброчного меда.

В Новгороде, в договорах, по которым принимали князей, помещались и условия на право варить мед. По первой новгородской грамоте 1263г. князь посылал своего медовара в Ладогу: "а в Ладогу ти, княже, сласти осетрьник и медовара по грамоте отца своего Ярослава". Но при этом новгородцы прибавляли: "а ту грамоту, княже, отъял еси, а та грамота, княже, дати ти назад". То же повторялось в договорных грамотах 1309г. с кн. Михаилом Ярославичем Тверским, и даже в 1571 г. с великим князем Иваном Васильевичем, которому новгородцы говорили: "и в Ладогу вам слати осетрники и медовары по старым грамотам, по хрестным".

Дань ржовская с г. Ржова, соседнего Иван-городу, и принадлежавшего сначала Пскову, потом Новгороду, литовскому королю, и наконец Москве, во время новгородского владения определялась так: "а люди на них варят двенадцать варов пива, а двенадцать ночей ночовати им у волости, у в осень двенадцать, и зима двенадцать,- а Зенко Ехович с своим племенем Владыце дают чотыре пуды меду пресного,- а великому князю московскому с тых двух третей ничого не давали, а Владыце новгородскому и боярам новгородским большей того не хаживало ничего, как в списку стоит, как поведают старые люди". Так е велось до тех пор, когда царь взял Новгород, и вечо(?!?!) им сказил, и началось то, чего прежде не бывало... "А того здавно не бывало, продолжает записка о ржовской дани, што владычним боярам ездити по тым жеребем, много нижли только одно посельник ездить по тым варом пивным, поки объедет пива, а объехавши пива прочь идет и прикажет Ржовитину заведать от себе как выше писано". "То как как вжо князь великий Новгород зневолил и вечо им сказил", заключается записка, то бояре новгородские "живут на волости, судят и рядят и люди грабят, и берут што хотят, и мучат люди, а с Москвовины с Костентиновыми слугами посполу съезджаются - одна их вся дума". Но было время, когда этих вещей не делалось даже во владениях сомого московского царя. Поместья раздавались еще с тамгою и бортью, как потом их стали раздавать с тамгою и кабаком. Оброчными варями княжескими заведовали волос ели и даньщики: "а коли ны будет слати своих даньщиков в город и на вари, и тобе слати с нашими данщики своего данщика, опричь Ростовця и Перемышля и Козлова броду, а что сберут, а тому идти в мою казну".

Первые известия о хмеле встречаются на западе, в северной Франции и Нидерландах, с 8 века. На Руси о хмеле упоминается в начальной летописи; древний Новгород, вместе с воском и медом, отправлять за море и хмель, собираемый в земле Тверской и Суздальской. В договор ной грамоте 1263г. Новгорода с князем Ярославом Тверским пошлина с хмеля определяется так: "а от Новгородца и от Новоторжца у мыта имати от воза на две векши, и от хмельна кароба". В договоре 1309 г. С кн. Михаилом Тверским: "а что, княже, мыть но суждальской земли и в твоей волости,- от воза имати по две векши , а от лодьи и от хмельна короба". Наконец, в договоре 1571 г. с кн. Иваном Васильевичем: "а что мыть по суждальской земли в вашей волости, от воза имати по две векши, и от лодьи и от хмельна короба".

В купчих 14 и 15 веков упоминаются хмельники при селах: "на низу куплены три села - и ловищи тих сел и хмельники тих сел и подскотины". В летописях записано несколько случаев дороговизны хмелю. В 1466 г. "Хмель дорог бяше, по 100 и 20 денег (4р. 80к.) зобница". В 1467 г. "Бысть хмель дорог в Пскове, зобницу купила по полтине и по 10 денег (2р. 40к.).- "толко бысть хмель силно, по 60 денег ползобие (2р. 40к.), толко того было не велико время, а опять в немнозе нонакладали, а он ссел, и по 15 денег (60к. сер.) зобницу хмелю доброго".- "Також и в Новгороде было ".

В том же в 1467г. в Твери: "бысть хмелю оков по рублю". В Муроме 1692г. Кипа хмеля в весом 22 пуда стоила вместе с провозом 7 рублей 21 алт. 4 деньги. В 17в. хмель разводили в Шуе, и выписывали из Литвы через Псков. При Михаиле Федоровиче послала во Псков грамота с запрещением покупать у литовцев хмель, потому что все посланные за рубеж лазутчики объявили, что есть на Литве баба ведунья и наговаривает на хмель с целью навести на Русь моровое поветрие...
Подать с солода известна по памятникам с 11 века. В Русской Правде, в статье о вирах, установлено: "а се поклоны вирные были при великом князе Ярославе: вирнику взяти 7 ведер солоду на неделю". Мастеру того времени, укреплявшему город, кроме платы, кроме денег на корм питье (волога) и кормов, давали еще солоду, чтоб сварить пива: "а солоду единое дадут ему 10 лукон". Говоря об этих данях, писцовыя книги всегда прибавляли, а се по старинным, и, руководствуясь этим старинным правом, в начале 16в., за пятьдесят лет до появления кабаков, жила вся Русская Земля. В писцовой книге вотской пятины 1499-1500 г., при описании дохода в пользу землевладельца, или кормов, следующих наместнику, упоминались следующие дани: "борт со пчелами, что была богоявленская, а в медолаж ездить подлащык из Новгорода, - великого князя борт дана на оброк Петрову Васкову сыну, а ходить ему борт себе, а великого князя оброка давать за пуд меду полторы гривны новгородские, - да в том же ухожае борти ему себе и иные делати и кузовы ставить в тот же оброк,- из хмелю половье,- дейся бочек хмелю,- из хлеба и из хлеба четверти,- ведро пива,- два ведра пива,- насадка пива,- ключнику насадка пива,- три насадки пива,- две бочки пива,- ведро меду красного,- солод. В писцовой книге деревской пятины 1495г. исчислявшись пошлины: двадцать саков хмеля,- полкоробьи хмелю,- три короба хмеля,- семь коробей хмеля,- четвертка хмеля,- за перевару солоду 19 коробей без четки, а хмеля 9 коробей и полторы четки,- да зо всее волости на Якима варим две перевару двадцать коробей солоду, а хмель шел их же; а коли Яким к ним в волость не приедет, они ему давали за те перевару и за поклонное по полтора рубля новгородских,- три коробьи солоду ячного,- три коробьи солоду овсяного,- с с полобжы из меду из улейного и из бортей половье,- три четверти солоду,- бочка перевары 20 ведер,- бочка перевары 15 ведер. Переваром назывался крепкий напиток, приготовленный из пива и меда, и похожий на взварец. В точно таких же отношениях находилась Новгородская область и к королю литовскому. В договорах Новгорода с Казимиром были установлены следующие дани: "а Петровщины рубль, а мед и пиво с перевары, а мед сытити по сил". Или: "а мед сытити по силе с перевары , а тивуну по переваром у пятнадцати человеков". Переваром здесь называлось место, где на князя варили оброчные меда. Об этих данных не упоминалось только в договоре с Литвой 1470 года, составленном накануне падения новгородской свободы...

Рассматривая все эти пошлины, мы находим, что народ 14 и 15 ве жил достаточно, разводил хмель, варил пива, словом, жил так, как рассказывает указанная выше легенда о Микуле Селяниновиче...
Следы древних пошлин с продуктов , из которых приготовлялись пития, и питьями натурой, оставались кое-где и второй половине 16в. в уставной грамоте тиунам говорилось: "а у кого будет на погосте в волости пир или братчина, и оннесет тиуну насадку пития ведро, всякое питие у него лучится,- а не люба будет насадка, пития,- и они дадут за питие деньгу". В таможенной грамоте на Белоозеро 1551 г. померное велено брать с хмелю; установлена дворовая пошлина с меду, с кади солоду от 7 до 10 пудов, по деньге; будет кад меньше 7 пудов, и они берут по рассчету; с круга воска по 4 деньги. В 1564г. он же Иван Васильевич пожаловал Мордовина Кельдяева имениями в арзамасском уезде: ботманный загон, платежа с него полтора фунта меда,- он же Кельдяев обязан был платить да казну по 4 рубля, а медом по пяти пуд". Подати медом и воском удержались кое-где даже в 17в., хотя тут же рядом с ним существовали и кабацкие откупы. В приходо-расходной книге нижегородского уезда 1612г. значатся между прочим следующие сборы: "за кабацкие суды, за кубы и за трубы,- и с пива и с медов провозных денег,- с кабака откупу по рассчету и за балахонской и казацкой воск,- и с бортных сел". В уставной грамоте города Тотьм 1622г.: "а кто войдет в Тотьм- то с солода и со всякого хлеба имати с продавца померу с четверти по денег, а с хмелю померу не имати, а имати с хмелю весчая рублевая пошлина".

Так до пошлины 16в. жила Росская Земля, свободно варя пития и платя за это пошлину с солода, с хмеля и меда, что и называлось брашной пошлиной. Подать с солода зверства была Англо-саксам и древним Германцев, и до сих пор еще у Англичан налог на солод занимает главное место в питейных поборах.


Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
Национальный союз производителей пивоваренного ячменя и солода АгроПоиск - аграрная поисковая система IV-ая Международная конференция «Материально-техническая и сырьевая база для солодовенного и пивоваренного производств»
Copyright © 2011 Все права защищены. Наш e-mail